Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков
» » В системе адыгской этики существует пять постоянств

В системе адыгской этики существует пять постоянств

Добавлено: 26.01.20
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)

Во всех этических системах выкристаллизовываются ведущие моральные принципы, подчиняющие себе многообразие частных принципов и норм. Они носят характер базовых, постоянно действующих ценностей, не связанных условиями и обстоятельствами времени, пространства, конкретных жизненных ситуаций, групповых или сословных отношений. В системе адыгской этики пять таких постоянств: цIыхугъэ - человечность, нэмыс - почтительность, акъыл - разум, лIыгъэ - мужество, напэ - честь.
К такому заключению я пришел, анализируя материал полевых этнографических исследований, проводившихся мной с 1975-го по 1995 год. В общей сложности было опрошено около 500 человек старшего поколения, представляющих все области и районы компактного проживания адыгов в России, а также частично за рубежом, прежде всего в Иордании, Сирии, Турции. Полученные данные - свидетельство валидности принципов адыгской этики, наличия единых представлений об этической рационализации мира.
Человечность - цIыхугъэ. Ее считают и повсеместно выделяют как самую первую заповедь и характерную черту адыгства. К примеру, информант Фица Тарчоков определяет адыгство как человечность, сострадание к людям, готовность оказать им помощь: Адыгагъэр цIыхугъэщ, гущIэгъущ, хъэтырщ. Аналогичным образом высказывается Али Удычаков. По его мнению, адыгагъэ включает в себя гостеприимство, уважение к старшим, чуткость, деликатность и другие ценные качества, которые в целом можно обозначить как человечность. Отсюда вывод: "Тот, кто обладает человечностью, тот обладает адыгством, и, напротив, обладающий адыгством, обладает человечностью". Несколько иначе выражает эту же мысль Кубати Кудаев: ЦIыхугъэ зимыIэм адыгагъэ хэлъкъым - "Тот, в ком нет человечности, тот лишен и адыгства".
Ссылаются на тесную связь человечности с эмпатией - гущIэгъу, пониманием - зэхэщIыкI, а также с готовностью действовать в интересах других людей - хьэтыр и развитым чувством благодарности за оказанную помощь - фIыщIэ (Масхуд Беккизов, Гиса Жирчаго, Тембулат Балов и др.).
Мотивационную базу человечности составляет, по свидетельству информантов, идея спасения души через благодеяние - псапэ (Мамырхан Бекова, Айше Гербо, Хакулина Кишева). И отсюда необычайно высокая значимость - своего рода культ добрых дел.
Наконец, постоянно подчеркивается, что реализация человечности осуществляется средствами этикета - адыгэ нэмыс (Мамыза Озов, Мажид Темиров и др.) с использованием ресурсов разума, мужества, чести (Бетал Апхудов, Ибрагим Ервас, Кокоз Бербеков, Хусин Черкесов и др.).

Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив