Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков

Психология благожелательности

Добавлено: 15.04.19
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)

Насыщенность коммуникативного поведения адыгов стандартами благожелательности, как мы видим, очень высока. В среде старшего поколения, где господствуют традиционные нормы поведения, без актуализации серии благопожеланий с той или с другой стороны не обходится ни одна встреча, ни одна сколько-нибудь значительная жизненная ситуация. При этом на первый план выдвигается всегда этический аспект — актуализация известного отношения к другому лицу. Стандарты учтивости и благожелательности наряду с другими нормами коммуникации отношений в сущности не несут какой-либо содержательной информации, они своеобразно дополняют содержательный пласт общения, создают благоприятные условия для его развертывания. Впрочем, тем самым они уже выступают в роли информации, а именно информации о вероятной, возможной или реальной тональности общения. Некоторые ученые предлагают называть информацию такого типа метаинформацией. У адыгов она приобретает особое значение: в. случае, если человек по незнанию или по какой-либо другой причине не употребит нужные стандарты благожелательности, это может насторожить собеседника, вызвать чувство неприязни, антипатии или неопределенности. При использовании социально предписанных стандартов благожелательности вероятность возникновения подобных «помех» снижается, налаживаются и поддерживаются более или менее теплые отношения и, что особенно важно, удовлетворяется потребность в возбуждении чувства благодарности у собеседника.

В данном случае перед нами одна из самых существенных особенностей психологии благожелательности у адыгов. Она состоит в том, что потребность или необходимость проявлять благожелательность обычно предполагает ожидание того же от других, даже малознакомых и посторонних людец, По существу, это тоже потребность, а именно потребность в благодарности. Повсюду мы сталкиваемся с действиями, осуществляемыми в расчете на симпатию и понимание: здесь больше, чем где-либо, дает о себе знать чувствительность и щепетильность адыгов. Настолько, что обман надежд на благожелательность вызывает фрустрацию со всеми возможными последствиями. Взаимность — обязательное условие благожелательности.

Семантика и деонтика 9 гуапагъэ, как мы видим, во многом совпадает с японским амаэ — категорией, выражающей свойственную японцам установку «полагаться на благожелательность», «наслаждаться снисходительностью» окружающих. Чтобы представить всю полноту психологического содержания адыгской благожелательности, необходимо сказать и о том, что значительная часть используемых благопожеланий формально обращена к духам и демонам, языческим богам и мусульманскому аллаху, что позволяет видеть в них рудименты древнейших представлений о магической силе слова. Общеупотребительная адыгская пословица Что призовешь, то придет — Узэджэр къок1уэ как нельзя лучше отражает специфику способа мышления и поведения, в соответствии с которыми использование установленных обычаем стандартов благожелательности приравнивалось к акту реальной помощи или пользы.

Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив