Адыгэ Хабзэ и Уэркъ Хабзэ строго регламентировали не только взаимоотношения людей в общественном быту
Комментарии (137)
Адыгэ Хабзэ и Уэркъ Хабзэ строго регламентировали не только взаимоотношения людей в общественном быту, но и в семье. Вот что об этом пишет И.Ф. Бларамберг: «Твердо установленный порядок в доме выполняет у черкесов роль отсутствующих законов… Слепое подчинение родителям и глубокое уважение к старшим по возрасту соблюдается у этих народов самым скрупулезным образом. Сын не имеет права сесть в присутствии своего отца, то же самое не может себе позволить младший брат в присутствии старшего; они не могут разговаривать в присутствии постороннего. Садиться можно лишь тогда, когда лицо, ради которого все встали, даст на это разрешение словом «т1ыс» (садись). Здесь никогда не пренебрегают этим правилам и даже в семье остаются ревностными хранителями этого неудобного обычая».
Иностранные авторы XVII – XIX вв. восхищались и давали высокую оценку манерам поведения адыгов. Англичанин Дж. Белл по этому поводу писал: «По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который когда-либо знал или о котором я когда-либо читал». Корреспондент лондонской газеты «Таймс» Дж. Лонгворт отмечал: «Ни в какой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной и достойной, как в Черкесии». В.И. Абаев заметил, что «Адыгский этикет соответствовал правилам светского приличия, он был изысканно вежливым и учтивым».
Выше упомянутый И.Ф. Бларамберг по поводу вежливости и учтивости адыгов писал: «Черкесы…обычно в своих речах соблюдают большую вежливость… Хотя они люди сильных страстей, в обращении друг с другом они стараются их спрятать. На своих общественных собраниях, где часто происходят довольно сильные споры, они сохраняют благопристойность. Среди выражений, к которым они прибегают, есть одно, которое стоит привести: «Дай бог, чтоб ты не знал, и не желал прислушиваться ни к чьим советам…»
Иностранные авторы XVII – XIX вв. восхищались и давали высокую оценку манерам поведения адыгов. Англичанин Дж. Белл по этому поводу писал: «По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который когда-либо знал или о котором я когда-либо читал». Корреспондент лондонской газеты «Таймс» Дж. Лонгворт отмечал: «Ни в какой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной и достойной, как в Черкесии». В.И. Абаев заметил, что «Адыгский этикет соответствовал правилам светского приличия, он был изысканно вежливым и учтивым».
Выше упомянутый И.Ф. Бларамберг по поводу вежливости и учтивости адыгов писал: «Черкесы…обычно в своих речах соблюдают большую вежливость… Хотя они люди сильных страстей, в обращении друг с другом они стараются их спрятать. На своих общественных собраниях, где часто происходят довольно сильные споры, они сохраняют благопристойность. Среди выражений, к которым они прибегают, есть одно, которое стоит привести: «Дай бог, чтоб ты не знал, и не желал прислушиваться ни к чьим советам…»
Читайте также
Статьи
Уэркъ Хабзэ - кодекс чести черкесского дворянства
Статьи
Рыцарский кодекс уэркъ хабзэ можно условно разделить на несколько ключевых установок
Статьи
«Адыгэ хабзэ» ее структура и содержание
Аталычество
АТАЛЫЧЕСТВО У АДЫГОВ И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ
Аталычество
Условия и причины возникновения аталычества