Хасэ - власть собрания
Комментарии (0)
Начиная с древнейших времен, когда нарты, герои эпоса «Нартхэр», собирались на Хасэ, адыги из века в век традиционно избирали лучших из лучших в свой народный парламент - главный фактор стабильности и национального согласия. Хасэ, как и столетия назад, является представительным органом власти народа, полномочным парламентом суверенного государства.
Хасэ - власть собрания
Адыги должны бережно относиться к Хасэ, институту государственности и к сохранению своей самобытной культуры, иначе существует реальная угроза исчезновения адыгов (некогда самого многочисленного на Кавказе народа) с этнической карты мира.
Случайно ли удивительное созвучие слова «Хасэ» с именем одного из хеттских царей «Hassus»?! Hassus в переводе с хеттского означает «царь».
Получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Не будет преувеличением сказать, что первые этнографические описания относились к правилам общения, т.е. обычаям и традициям. Этикет из них выделился значительно позже.
Именно в глубокой древности уже наблюдаются факты красивого поведения древних адыгов. Их представления о нравственности и добродетели уже хорошо прослеживаются в героическом эпосе адыгов «Нарты». Наряду с красотой и силой древние нарты высоко ценили мужество и отвагу, справедливость и благородство, любовь к родной земле и мужскую дружбу. Система нравственных ценностей заключалась в том, чтобы жить разумно по заветам предков, при этом избегать всяких крайностей.
С древнейших времен сложившиеся этнические нормы повеления бережно передавались из поколения в поколение. Их берегли, их совершенствовали. Старшие подавали пример младшим.
Уже где-то к X веку складываются твердые этические нормы, особенно заметные в среде мужчин в силу их предназначения.
К этому времени среди знати народа действуют жесткие законы, выполняемые неукоснительно. От мужчины-рыцаря требовалось дарить любому то, о чем его просили. Прослыть скупцом приравнивалось потере чести. Поэтому князья часто ходили в скромной одежде, т.к. свою они дарили другим. Обязанностью адыга-рыцаря была забота о стариках, сиротах, вдовах и, конечно, детях.
Велика была роль Хасэ в жизни общества. Именно Совет мудрейших и уважаемых адыгов в Хасэ строго следил за тем, чтобы неукоснительно исполнялись принципы Адыгэ хабзэ (адыгского этикета).
На всевозможных свадьбах, игришах, конных состязаниях, на конкурсах красоты, битвах, во время военных походов именно Хасэ выносило судьбоносные для нации решения.
Именно на Хасэ закреплялось общественное мнение об отдельных людях, проявивших себя лучшими среди лучших или, наоборот, явивших обществу недостойное поведение. Впрочем, последнее бывало чрезвычайно редко.
Адыги издревле щепетильно и ревностно относились к общественному мнению, поэтому в каждой семье бытовала мудрая поговорка: «Научись вести дома себя и лишь после этого иди на Хасэ» («Уиунэ зышигъаси - хасэм к1о»). На Советах Хасэ, мудрых и благородных старейшин, доблестных мужей, после вынесения важных для всего рода решений устраивались соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и состязанию по пляске, пению, красноречию и смекалке. После этих значимых для народа событий объявляли лучших победителей состязаний.
На Хасэ периодически принимались решения, очень важные для общества: какой род выдвинул больше доблестных кузнецов, оружейников, воинов, мудрых людей, достойных юношей, прекрасных золотошвей, замечательных ораторов...
Одним из многочисленных важнейших достижений Хасэ как народного парламента было решение, которому строго следуют зарубежные адыги и в настоящее время. Это когда при имени достойнейшего человека, рода или погибшего героя все присутствующие встают и на несколько мгновений благоговейно замирают.
Трудно переоценить значение этой традиции. Это ода человеческому величию, мужеству, доблести, благородству, красоте и чести.
Хасэ - власть собрания
Адыги должны бережно относиться к Хасэ, институту государственности и к сохранению своей самобытной культуры, иначе существует реальная угроза исчезновения адыгов (некогда самого многочисленного на Кавказе народа) с этнической карты мира.
Случайно ли удивительное созвучие слова «Хасэ» с именем одного из хеттских царей «Hassus»?! Hassus в переводе с хеттского означает «царь».
Получить представление о культуре народа, не зная специфических правил его поведения, практически невозможно. Не будет преувеличением сказать, что первые этнографические описания относились к правилам общения, т.е. обычаям и традициям. Этикет из них выделился значительно позже.
Именно в глубокой древности уже наблюдаются факты красивого поведения древних адыгов. Их представления о нравственности и добродетели уже хорошо прослеживаются в героическом эпосе адыгов «Нарты». Наряду с красотой и силой древние нарты высоко ценили мужество и отвагу, справедливость и благородство, любовь к родной земле и мужскую дружбу. Система нравственных ценностей заключалась в том, чтобы жить разумно по заветам предков, при этом избегать всяких крайностей.
С древнейших времен сложившиеся этнические нормы повеления бережно передавались из поколения в поколение. Их берегли, их совершенствовали. Старшие подавали пример младшим.
Уже где-то к X веку складываются твердые этические нормы, особенно заметные в среде мужчин в силу их предназначения.
К этому времени среди знати народа действуют жесткие законы, выполняемые неукоснительно. От мужчины-рыцаря требовалось дарить любому то, о чем его просили. Прослыть скупцом приравнивалось потере чести. Поэтому князья часто ходили в скромной одежде, т.к. свою они дарили другим. Обязанностью адыга-рыцаря была забота о стариках, сиротах, вдовах и, конечно, детях.
Велика была роль Хасэ в жизни общества. Именно Совет мудрейших и уважаемых адыгов в Хасэ строго следил за тем, чтобы неукоснительно исполнялись принципы Адыгэ хабзэ (адыгского этикета).
На всевозможных свадьбах, игришах, конных состязаниях, на конкурсах красоты, битвах, во время военных походов именно Хасэ выносило судьбоносные для нации решения.
Именно на Хасэ закреплялось общественное мнение об отдельных людях, проявивших себя лучшими среди лучших или, наоборот, явивших обществу недостойное поведение. Впрочем, последнее бывало чрезвычайно редко.
Адыги издревле щепетильно и ревностно относились к общественному мнению, поэтому в каждой семье бытовала мудрая поговорка: «Научись вести дома себя и лишь после этого иди на Хасэ» («Уиунэ зышигъаси - хасэм к1о»). На Советах Хасэ, мудрых и благородных старейшин, доблестных мужей, после вынесения важных для всего рода решений устраивались соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и состязанию по пляске, пению, красноречию и смекалке. После этих значимых для народа событий объявляли лучших победителей состязаний.
На Хасэ периодически принимались решения, очень важные для общества: какой род выдвинул больше доблестных кузнецов, оружейников, воинов, мудрых людей, достойных юношей, прекрасных золотошвей, замечательных ораторов...
Одним из многочисленных важнейших достижений Хасэ как народного парламента было решение, которому строго следуют зарубежные адыги и в настоящее время. Это когда при имени достойнейшего человека, рода или погибшего героя все присутствующие встают и на несколько мгновений благоговейно замирают.
Трудно переоценить значение этой традиции. Это ода человеческому величию, мужеству, доблести, благородству, красоте и чести.
Читайте также
Почитание женщины
Черкесы ценили внешнюю красоту женщины, но подкрепленную нравственной красотой
Статьи
Уэркъ Хабзэ - кодекс чести черкесского дворянства
Статьи
«Адыгэ хабзэ» ее структура и содержание
Аталычество
АТАЛЫЧЕСТВО У АДЫГОВ И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ
Статьи
О кризисе адыгства в обществе