В адыгском детском фольклоре колыбельные песни занимают особое место
Комментарии (4)
В адыгском детском фольклоре колыбельные песни занимают особое место. Возникновение интереса к ним мы наблюдаем с середины XIX века. В публикациях фольклорных текстов адыгских просветителей содержится множество текстов колыбельных песен. Хан-Гирей выделил колыбельные песни в отдельный жанр, обозначив их собственно адыгским термином кушъэкъо орэд. В трудах современных исследователей-адыговедов, таких как М. А. Меретуков, М. И. Мижаев, З. М. Налоев, М. А. Джандар, Р. Б. Унарокова,
Ф. М. Гучетль мы находим достаточно интересные наблюдения относительно содержания, функции, способа приуроченности к обряду укладывания ребенка в колыбель, жанровых особенностей колыбельных песен. Тем не менее малоизученными остаются проблемы классификации и художественной специфики адыгского детского фольклора...
Адыгские колыбельные песни (кушъэ орэдхэр) имеют свои особенности, которые объективируются как ритуальным контекстом, так и художественно-стилевой спецификой. Так, если у всех народов основными носителями колыбельных песен являлись женщины, у адыгов они «создавались и исполнялись также и мужчинами-певцами, что было связано с древним обычаем аталычества». Воспитатель (аталыкъ) заказывал сочинителям (джэгокIо-усакIу) особую колыбельную песню для воспитанника (пIур-кушъэ орэд). Адыгский просветитель Хан-Гирей заметил, что сюжеты подобных колыбельных песен состояли из трех частей: в первой части восхвалялся род, у которого появился младенец; во второй воспевалась добропорядочность его родителей; последняя часть посвящалась самому ребенку. В ней подробно описывались идеальные представления о будущей жизни ребенка. Дошедшие до сегодняшнего времени тексты пIуркушъэ орэд (колыбельная песня воспитанника), являются версиями третьей части.
Как показало исследование, существует два типа колыбельных: песни, приуроченные к обряду укладывания ребенка в колыбель и собственно колыбельные песни. Первый тип состоит из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт с движениями колыбели. Акцент в них сделан на мелодии, тогда как вербальная составляющая импровизируется с каждым исполнением. Адыги их называют цэпэ орэд (досл.: «сквозь передние зубы звучащая песня», в значении «песня в полголоса»), что указывает на характер произнесения звука и форму импровизации. Как отмечает М. И. Мижаев, песни-импровизации «отражают переживания матери (бабушки/ воспитательницы. – М. Ш.) в данный конкретный момент и могут впредь не повторяться».
Второй тип песен – собственно колыбельные песни, которые специально сочинялись по заказу. В них развивалась словесная составляющая, образуя сюжет или тирадную цепочку благопожеланий.
Собственно колыбельные песни классифицируются как императивные и повествовательные. По представлению адыгов, императивные песни обращены к самому ребенку с пожеланиями всяческих благ, а также к близким людям и Всевышнему, от которых зависит судьба малыша. Для повествовательных песен характерно описание картины окружающей действительности...
М. А. Шхабацева
КОЛЫБЕЛьНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОЙ КУЛьТУРЫ АДЫГОВ
Ф. М. Гучетль мы находим достаточно интересные наблюдения относительно содержания, функции, способа приуроченности к обряду укладывания ребенка в колыбель, жанровых особенностей колыбельных песен. Тем не менее малоизученными остаются проблемы классификации и художественной специфики адыгского детского фольклора...
Адыгские колыбельные песни (кушъэ орэдхэр) имеют свои особенности, которые объективируются как ритуальным контекстом, так и художественно-стилевой спецификой. Так, если у всех народов основными носителями колыбельных песен являлись женщины, у адыгов они «создавались и исполнялись также и мужчинами-певцами, что было связано с древним обычаем аталычества». Воспитатель (аталыкъ) заказывал сочинителям (джэгокIо-усакIу) особую колыбельную песню для воспитанника (пIур-кушъэ орэд). Адыгский просветитель Хан-Гирей заметил, что сюжеты подобных колыбельных песен состояли из трех частей: в первой части восхвалялся род, у которого появился младенец; во второй воспевалась добропорядочность его родителей; последняя часть посвящалась самому ребенку. В ней подробно описывались идеальные представления о будущей жизни ребенка. Дошедшие до сегодняшнего времени тексты пIуркушъэ орэд (колыбельная песня воспитанника), являются версиями третьей части.
Как показало исследование, существует два типа колыбельных: песни, приуроченные к обряду укладывания ребенка в колыбель и собственно колыбельные песни. Первый тип состоит из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт с движениями колыбели. Акцент в них сделан на мелодии, тогда как вербальная составляющая импровизируется с каждым исполнением. Адыги их называют цэпэ орэд (досл.: «сквозь передние зубы звучащая песня», в значении «песня в полголоса»), что указывает на характер произнесения звука и форму импровизации. Как отмечает М. И. Мижаев, песни-импровизации «отражают переживания матери (бабушки/ воспитательницы. – М. Ш.) в данный конкретный момент и могут впредь не повторяться».
Второй тип песен – собственно колыбельные песни, которые специально сочинялись по заказу. В них развивалась словесная составляющая, образуя сюжет или тирадную цепочку благопожеланий.
Собственно колыбельные песни классифицируются как императивные и повествовательные. По представлению адыгов, императивные песни обращены к самому ребенку с пожеланиями всяческих благ, а также к близким людям и Всевышнему, от которых зависит судьба малыша. Для повествовательных песен характерно описание картины окружающей действительности...
М. А. Шхабацева
КОЛЫБЕЛьНЫЕ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОЙ КУЛьТУРЫ АДЫГОВ
Читайте также
Статьи
Словарь Адыгских игр (Джэгу)
Почитание женщины
Черкесы ценили внешнюю красоту женщины, но подкрепленную нравственной красотой
Статьи
Уэркъ Хабзэ - кодекс чести черкесского дворянства
Аталычество
АТАЛЫЧЕСТВО У АДЫГОВ И СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ: ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ
Статьи
Аслан Шаззо: От Адыгабзэ к Адыгэ Хабзэ