Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков
» » Адыгэ хабзэ – это устный памятник культуры адыгских племён.

Адыгэ хабзэ – это устный памятник культуры адыгских племён.

Добавлено: 26.01.20
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)

Активно приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям жизни адыгэ хабзэ, вырабатывая сходные взгляды и привычки, навыки и реакции, она формирует и постоянно воспроизводит основную личность адыгского общества и вместе с тем адыгский этнос и адыгскую культуру. С другой стороны, по мере деформации этики распадается, расстраивается этническая идентичность личности, и это представляет угрозу для нормального функционирования и развития этнического социума. Обычно в связи с этим говорят: Адыгагъэр к1уодмэ лъэпкъри мэкIуоды исчезнет адыгство, исчезнет и адыгский народ». Такие высказывания укрепляют позиции этики, служат напоминанием о том, что адыгство является критерием и барометром нравственной силы и энергии личности и общества. Особенно показательно, что адыгская этика вовлекает в сферу своего влияния религиозное сознание. И при этом вовсе не оспаривая авторитет религии и важное значение религиозных обрядов, а напротив, действует в унисон с чувствами и настроениями верующих. Адыгство, как мы видим, универсальная, самодостаточная концепция жизни, сопоставимая с национальной религией. И причем не в метафорическом, а в прямом смысле слова, учитывая, что содержит в себе, в своем собственном «теле», все черты религии и религиозности, выделенные еще Дж. Локком: 1) вера в высшее существо; 2) идея его почитания; 3) концепция почитания через добродетель и благочестие; 4) комплекс греха, подлежащего искуплению через раскаяние и благодеяние; 5) мысль о воздаянии и будущей жизни на небесах . Очевидным становится это при детальном рассмотрении категории «пса-пэ», как составной и неотъемлемой части адыгства. В понятии «псапэ», как мы убедились, слиты воедино идеи благодеяния, благочестия, воздаяния, это ценность, прямо противоположная греху. Считается, что объем совершенных благодеяний зачитывается человеку на том свете, и в рай попадает лишь тот, кто совершает множество добрых дел – псапэ и мало греховных – гуэныхь. При этом именно Бог определяет, какие дела человека являются греховными, а какие добродетельными, кого наделить своей милостью и на кого обрушить свой гнев. Идея богоизбранничества очень популярна и поэтому можно понять, почему адыги легко воспринимали мировые религии, они ложились на благодатную почву развитого и чрезвычайно лояльного религиозного сознания, каким является адыгство. Также популярное среди верующих адыгов понятие «мусульманство» – муслъымэныгъэ возникло на адыгской почве. Оно строится по той же модели, что и адыгство, и остаётся под его влиянием и контролем. Мусульманство – это соблюдение принципов адыгской этики, сопровождающееся знанием Корана, исполнением исламских обрядов и ритуалов. В традиционном общественном мнении обладающий мусульманством – культурный, интеллигентный и благочестивый человек, входящий, благодаря этому, в элиту адыгского общества. Такие отношения с исламом обогащают адыгскую этику, снабжают ее новым, еще более богатым духовным содержанием. Адыгство становится высшей реальностью и конечной целью бытия. «Создатель на небесах и дарованное им адыгство на земле» – таков традиционный символ веры адыгского народа. С другой стороны, это создает почву для утверждения гуманистического ислама, в котором доминирует культура мира, согласия, взаимопонимания.
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив