Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков
» » Реальностью этики являются не только системы абстрактного знания

Реальностью этики являются не только системы абстрактного знания

Добавлено: 26.01.20
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)

Реальность этики всегда двоякая - виртуальная, скрытая в потоке морального сознания и еще глубже - в архетипах коллективного бессознательного, и актуальная, представленная в виде определенной системы хорошо известных и общепризнанных принципов, претендующих на всеобщность, на включение в сферу своего влияния и контроля всего многообразия духовной жизни личности и общества. Этика - "это наука о морали и в определенной степени элемент самой морали" (Гусейнов 1985: 2). Этическая рационализация является имманентной реальностью человеческого существования. Она определяет во многом духовный мир и специфические свойства или черты личности. Недаром в современной психологии, антропологии, моральной философии сложилось мнение, что характер человека это прежде всего этическое понятие (Fromm 1947; Allport 1961; Benedict 1970; Friedman 1988).
Нельзя думать, что подлинной реальностью этики являются только системы абстрактного знания, что это наука о том, что должно быть, а не о том, что на самом деле есть и бывает. Среди отечественных исследователей инерция такого взгляда особенно сильна, что неоправданно сужает предметную зону этики, сводит к минимуму перспективы этической антропологии. Иногда в праве на реальность отказывают даже морали, ср.: "Мораль говорит не о том, что было, есть и будет, основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть" (Клычков 1998: 7). Но это противоречит фактам. Разве так называемые "абстрактные принципы" морали не являются реальностью сознания, внутренним условием суждений, оценок, решений, действий? Можно ли отказать в этом принципам конфуцианской этики или аналогичным принципам адыгской и любой другой этики? Адыгство, как было замечено, не только система принципов должного поведения, но и компонент жизненного мира личности и общества, то есть определенное состояние сознания, "говорящее" о том, что было, о том, что есть, о том, что будет.
Необходимо пересмотреть и понятие "должного" как только лишь внешней по отношению к человеку силы. Должное - выражение внутренних диспозиций или предрасположенностей жизненного мира. Всякое сколько-нибудь последовательное его изучение может быть только изучением этических образов, значений, установок - изучением природы человеческого в человеке.
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив