Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков
» » Адыгство - суть разум, неразумный не способен нести в себе адыгство"

Адыгство - суть разум, неразумный не способен нести в себе адыгство"

Добавлено: 26.01.20
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)

Большое значение придают принципам и правилам почтительного поведения и в этой связи этикету. В числе конструктивных принципов этикета называют почитание старших, женщин, гостей, родственников, детей (Умар Мазукобзев, Уалагей Аутлев, Джаудет Шупаш, Хаджифат Харту, Владимир Паунежев, Кадыр Хачемиз и др.). Специально выделяется понятие гармоничного, артистичного поведения - зекIуэкIэ дахэ, предполагающего не только отличное знание пунктов этикета, но и умение с особым изяществом исполнить их. Отсюда образ человека с хорошими манерами и тонким вкусом - щIыкIафIэ, нэмысыфIэ (Марят Шопарова, Мухамед Хажбиев и др.). Человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета, считают лишенным почтительности и адыгства: Адыгэ хабзэр зымыгъэзащIэм нэмыси, адыгагъи хэлъу жыпIэ хъунукъым - "О том, кто не исполняет пункты адыгского этикета, нельзя сказать, что он почтителен, "обладает адыгством"". Таково мнение адыгов во всех концах мира (Идрис Мажаджоко, Аскер Хейри, Шупаш Джаудет и др.).
Особенно показательно, что все это связано в действительности с представлением об этическом иммунитете личности - цIыхум и нэмыс - букв.: "намус человека", как безусловном праве человека на признание и уважение (Сагид Дикинов, Хава Асланукова). Посягательство на честь и достоинство личности считается грубым нарушением этических норм: ЦIыхум и нэмысыр зыкъутэм адыгагъэ хэлъкъым - букв.: "Нет адыгства в том, кто разрушает намус человека" (Нану Джатаривов, Мадина Машукова).
Разум - акъыл. Существует убеждение, что адыгство невозможно представить без большого и непременно нравственно ориентированного ума - акъыл, акъылыфIагъэ. Например, Ибрагим Ервас говорит: Адыгагъэр акъылщ, акъыл зимыIэм адыгагъэр хузехьэнукъым - букв.: "Адыгство - суть разум, неразумный не способен нести в себе адыгство".
На особое место разума или разумности в системе адыгства указывает Мамыза Озов: Адыгагъэр зыгъэнахуэр акъылщ - "Своим существованием адыгство обязано разуму". О том же говорят Абыхуна Тхазаплижева, Исхак Хатков, Уалагей Аутлев, Меджид Скончебасов, Сули Шоотох, Биболет Хатит, Бахчерий Напсо и многие другие информанты. Считается, что разум не только обслуживает, но и диктует нравственное мышление и поведение, что нарушение принципов адыгской этики нецелесообразно, нерационально, неразумно.
Разумность соотносят с трезвым социальным умом, с так называемым "искусством находиться среди людей" - цIыху хэтыкIэ, с успехом решая в контактах с ними насущные жизненные вопросы. Прежде всего, хотя, конечно, не исключительно, это вопросы, связанные с обеспечением благополучной жизни, с такими ценностями, как любовь и уважение близких, здоровье, долголетие, богатство (Тембот Балов, Бабыху Гучапшева, Сафарбий Катмасов, Хаджумар Хаужев). С разумностью ассоциируются также самокритичность и чувство меры - мардэ (Токан Таов, Тембот Гуанов, Хазиз Жиляев, Ибрагим Тляругов).
Специально выделяют "способность понимания" - зэхэщIыкI, то есть умение дать точный нравственный диагноз жизненной ситуации, проникаясь уважением и сочувствием к ближним (Бетал Ордашев, Умар Бегереев, Куна Готыжева, Гуашхуж Хакунова). Отсюда образ человека с пониманием - зэхэщIыкI зиIэ цIыху - умного, проницательного и доброго одновременно.
Мужество - лIыгъэ, В представлениях опрошенных - это прежде всего нравственно акцентированное свойство, включающее в себя не только воинское мужество и храбрость, выдержку и упорство в достижении целей, но и такие качества, как справедливость, деликатность, толерантность. Вводится понятие "благородного мужа" - лIыфI, то есть человека бесстрашного и честного, мудрого и великодушного, воспитанного и выдержанного - обладающего в полной мере адыгством (Ильяс Мельгош, Хабала Нибежев, Шамхат Коблева, Ереджиб Хушт и др.). В этом значении используется и понятие "адыгэлI" - букв.: "адыгский муж", "адыгский мужчина" (Сахид Женетль, Аскер Хейри, Нурали Урусмамбетов и др.).
Мужество включают в число главных признаков адыгства, ср.: Адыгагъэр нэмысщ, цТыхугъэщ, лIыгъэщ, гущIэгъущ - "Адыгство - это почтительность, человечность, мужество, сострадание к ближнему" (Жамбот Хапамцивов); Адыгагъэ хэлъщ жаIэмэ, цТыхур игъэпэжу, пщIэ яхуищIу, лIыгъэ хэлъу зэманым зыдыригъэкIуу арщ - "Если говорят о ком-либо: "обладает адыгством", это означает, что человек верен своим обязательствам, уважает и ценит людей, мужественно, то есть терпеливо, достойно, с умом приноравливается к поворотам времени и судьбы" (Али Кушхов).
Характеризуя мужество, часто ссылаются на толерантность и способность стойко переносить физические и душевные страдания, неудачи, удары судьбы (Ибрагим Коблев, Амин Дугужоко, Идрис Зарамук). Специально выделяется сдержанность в проявлении негативных эмоций - тэмакъ кIыхъагъэ (Цуца Шкахова, Мунчак Хатуев, Мухамед Молов и др.).
В число безусловных признаков мужества включают иногда и неукоснительное соблюдение правил адыгской этики и этикета. Считается, что это трудное дело, требующее больших знаний, сил, средств и, стало быть, большого мужества (Гиса Дзетель, Ибрагим Теучеж, Узырхан Бесланеев, Лих Меров).
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив