Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков

Честь - напэ

Добавлено: 26.01.20
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)

Честь - напэ. Понятие "напэ" - букв.: "лицо" постоянно фигурирует в определениях адыгства со значением "честь", "совесть", "стыд", ср.: Адыгагъэр цIыхугъэщ, напэщ, нэмысщ - "Адыгство суть человечность, честь, почтительность" (Унат Курашинова); Адыгагъ зыфаIорэр напэ, щыпкъагъ, лIыгъэ -"Под адыгством подразумевают честь, верность, мужество" (Нух Анчок).
Общее мнение таково, что честь, совесть и стыд вовлекают человека в должное, нравственно полноценное поведение и отвращают от безнравственных поступков. Распространено представление о лице, как об органе постоянного внутреннего контроля за соблюдением моральных норм, - о механизме, который функционирует в тесном контакте с другими заповедями адыгской этики, ср.: Адыгагъэр зэтезыIыгъэр лIыгъэщ, напэщ, укIытэщ - "Адыгство держится на мужестве, чести, стыде" (Абдулчарим Патов); Нэхащи укIыти зимыIэрэм адыгагъи иIэрэп - "Если в человеке нет скромности и стыда, то, следовательно, нет в нем и адыгства" (Исуф Тлиф).
С категорией лица связывают представления об этическом страхе: шынэ-укIытэ - букв.: "страх-стыд". Обычно под этим понимают страх потерять лицо (Тагуна Камбиева, Фица Тарчоков, Хаджебий Темзоков и др.). Упадок нравов объясняют часто исчезновением, вытеснением этического страха (Матгирей Тхамоков, Шарет Куадже и др.).
Любопытны суждения, в которых категория лица используется для обозначения чести народа - адыгэ напэ. Эту честь, как утверждают информанты, обязан поддерживать каждый черкес своим благородством, мужеством, адыгством. К примеру, говорят: ЛIыгъэ хэлъыу, зэрихьэу зыхъукIэ адыгэ лъэпкъым и напэ къыдишаеу, адыгагъ хэлъ ащыгъум - "Если человек поступает мужественно и достойно, это значит, что он поддерживает честь народа, обладает адыгством" (Хутыз Ханмелич). Напэ уиIэмэ узэрыадыгэр бгъэгъуащэкъым: цIыхугъи лIыгъи адыгагъи пхэлъщ - "Если ты человек чести, то тем самым оправдываешь высокое звание адыга, и это значит, что есть в тебе и человечность, и мужество, и адыгство" (Жансит Кабардов).
Итак, существуют пять принципов адыгской этики. Каждый из них будет рассмотрен подробно в последующих главах книги. Однако уже сейчас можно сказать, что перед нами постоянные координаты адыгства, главные ориентиры и механизмы воспроизводства и развития нравственного сознания. Акцентируя внимание на онтологической сущности и необходимости ведущих моральных ценностей и установок, не зря говорят: Зэманым нэмыс умыщI жиIэркъым - "Время не отменяет этичность" (Бабыху Гучапшева); Хабзэжъ хэкужъ къранэркъым - "Покидая родину, не забывай (не оставляй там) добрые традиции народа" (Гукемух, Кардангушев 1994: 113).
По адыгским понятиям, принципы традиционной этики нельзя предать забвению без ощутимых негативных последствий для социума. Отказ от исполнения моральных правил ведет к аномии, а аномия, в свою очередь, к разрушению устоев личности и общества, ср.: Хабзэр кIуэдым цIыхури мэкIуэд - букв.: "С исчезновением моральных норм исчезает человек" (Хамид Отаров, Гиса Орд оков, Зарамук Хуранов и др.); Хабзэр кIуэдым лъэпкъри мэкIуэд - "С исчезновением хабзэ исчезает с лица земли и народ" (Нух Тлостанаков, Шахбан Шидаков, Музариф Гукетлов и др.).
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив