Термин "нэмыс" восходит к греческому nomos - "закон"
Комментарии (0)
Термин "нэмыс" восходит к греческому nomos - "закон" и к производному от греческого арабскому "намус" со значением "честь", "доброе имя", "репутация", "совесть". На Кавказе, в Средней и Малой Азии это слово произносят с благоговением, как волшебное, обладающее большой нравственной силой. Намус - зачаток великих тайн и эпитет пророка Джабраила (Гавриила). В каждой культуре термин "намус" обрастает новыми значениями. К примеру, жители Ирана используют его для обозначения чистоты, целомудрия, женской чести, а также в значении "принцип", "правило", "закон", "закон природы".
В системе адыгской этики категория "нэмыс" занимает подобающее ей почетное место. Это обозначение одной из пяти заповедей адыгства - почтительности и сумма соответствующих данной заповеди свойств: вежливости, деликатности, скромности, послушания. Как указание на безусловную внутреннюю ценность человека и абсолютное право личности на понимание и уважение используют устойчивое выражение цIыхум и нэмыс - "намыс человека". Одним словом, перед нами социальный механизм закрепления и проявления человечности в быту, в типовых ситуациях общения. Когда говорят о ком-либо: "обладает намысом" - нэмыс хэлъщ, подразумевают, что человек учтив, деликатен, сдержан, воспитан, услужлив, скромен, что он знает и соблюдает этикет.
Как совокупность личностных свойств, нэмыс побуждает к действиям, символизирующим отношения любви, почитания, благодарности, и тормозит либо отменяет действия, способные унизить или принизить людей, задеть их достоинство и честь. В основе такого контроля и регуляции лежит чувство стыда - укIытэ. Почтительный человек - нэмысыфIэ стыдится вмешиваться в чей-либо разговор, громко смеяться, хвастать, говорить на повышенных тонах, сидеть развалившись, похлопывать собеседника по плечу и т. д. Исключая все, что может огорчить, оскорбить, унизить человека, почтительность создает благоприятную атмосферу общения, своего рода психологический уют и комфорт. Она внушает людям, что их чтут, ценят, что их достоинство надежно защищено. Я неоднократно отмечал, что нэмыс - по преимуществу сдерживающая сила, которая отменяет неэтикетные реакции и направляет поведение в этикетное русло.
С категорией "нэмыс" связаны представления об идеале отношений в семье, на работе, в общественных местах. Чтобы подчеркнуть, что в той или иной группе царят порядок и любовь, взаимопонимание и уважение, обычно говорят: Нэмыс яку дэлъщ - "В основе их отношений лежит нэмыс". И напротив, о группах, в которых нет согласия, порядка, взаимного уважения, отзываются с сожалением и осуждением: Нэмыс яку дэлъкъым - "В их отношениях отсутствует намыс" . Укоренилось мнение, что почтительность и скромность, стыд и забота о своей чести и репутации являются неотъемлемыми чертами истинно адыгского характера наряду с человечностью, мужеством, рассудительностью. Результатом подобного рода воззрений стало убеждение в том, что "адыга невозможно устрашить, но можно устыдить" - Адыгэр умыгъэшынэзэ, бгъэукIытэщт.
В системе адыгской этики категория "нэмыс" занимает подобающее ей почетное место. Это обозначение одной из пяти заповедей адыгства - почтительности и сумма соответствующих данной заповеди свойств: вежливости, деликатности, скромности, послушания. Как указание на безусловную внутреннюю ценность человека и абсолютное право личности на понимание и уважение используют устойчивое выражение цIыхум и нэмыс - "намыс человека". Одним словом, перед нами социальный механизм закрепления и проявления человечности в быту, в типовых ситуациях общения. Когда говорят о ком-либо: "обладает намысом" - нэмыс хэлъщ, подразумевают, что человек учтив, деликатен, сдержан, воспитан, услужлив, скромен, что он знает и соблюдает этикет.
Как совокупность личностных свойств, нэмыс побуждает к действиям, символизирующим отношения любви, почитания, благодарности, и тормозит либо отменяет действия, способные унизить или принизить людей, задеть их достоинство и честь. В основе такого контроля и регуляции лежит чувство стыда - укIытэ. Почтительный человек - нэмысыфIэ стыдится вмешиваться в чей-либо разговор, громко смеяться, хвастать, говорить на повышенных тонах, сидеть развалившись, похлопывать собеседника по плечу и т. д. Исключая все, что может огорчить, оскорбить, унизить человека, почтительность создает благоприятную атмосферу общения, своего рода психологический уют и комфорт. Она внушает людям, что их чтут, ценят, что их достоинство надежно защищено. Я неоднократно отмечал, что нэмыс - по преимуществу сдерживающая сила, которая отменяет неэтикетные реакции и направляет поведение в этикетное русло.
С категорией "нэмыс" связаны представления об идеале отношений в семье, на работе, в общественных местах. Чтобы подчеркнуть, что в той или иной группе царят порядок и любовь, взаимопонимание и уважение, обычно говорят: Нэмыс яку дэлъщ - "В основе их отношений лежит нэмыс". И напротив, о группах, в которых нет согласия, порядка, взаимного уважения, отзываются с сожалением и осуждением: Нэмыс яку дэлъкъым - "В их отношениях отсутствует намыс" . Укоренилось мнение, что почтительность и скромность, стыд и забота о своей чести и репутации являются неотъемлемыми чертами истинно адыгского характера наряду с человечностью, мужеством, рассудительностью. Результатом подобного рода воззрений стало убеждение в том, что "адыга невозможно устрашить, но можно устыдить" - Адыгэр умыгъэшынэзэ, бгъэукIытэщт.