"Искусство находиться среди людей" - ЦIЫХУ ХЭТЫКIЭ
Комментарии (0)
Не нужно приспосабливаться к миру, учит адыгская этика, необходимо приспосабливать себя к окружению и окружение к самому себе. Такова складывавшаяся веками стратегия рационального выбора себя - через самостроительство, через самоусовершенствование. В современной науке подобным процессам уделяется большое внимание, и в связи с этим обычно говорят о "культуре себя" (Фуко), о поиске и формировании эффективной и перспективной практической идентичности, обеспечивающей высокий уровень ориентации в самом себе и в окружающем мире (Erikson 1959; Nicols 1970, Wong 1988).
Специфическим выражением такой - нацеленной на успех и самоусовершенствование - идентичности служит в системе адыгства понятие " цIыху хэтыкIэ" - "искусство находиться среди людей". Если о ком-либо говорят: цIыху хэтыкIэ ещIэ - "обладает искусством находиться среди людей", это звучит как похвала, указание на разумность, социальную надежность и состоятельность личности, на умение налаживать и поддерживать добрые отношения с людьми. Устаревшее русское слово "людскость" как нельзя лучше передает эти качества. "Искусство находиться среди людей", или людскость, - это умение достойно жить и вести себя в обществе, поднимая авторитет человека и взрастившей его культуры.
На первый план выдвигается при этом способность понимания - зэхэщIыкI, как внутренняя сила, призванная устранить помехи, встающие на пути правильной ориентировки в мире. Очевидно, что понимание имеет два вектора. Прежде всего это самопонимание - способность хорошо ориентироваться в своем ментальном пространстве и на этой почве строить Я - образы с оптимальной духовно-нравственной перспективой. Второй вектор - готовность понять и принять жизненный мир другого человека, действовать с учетом его интересов, желаний, целей. Это эмпатическая операция, призванная, как указывалось ранее, смягчить, уравновесить, исправить отношения людей. Сложилось мнение, что такая установка стимулирует позитивные и подавляет негативные цели, желания, действия. В первую очередь она отменяет поступки, способные причинить людям боль и страдания, выступает аналогом известной конфуцианской и библейской заповеди, гласящей: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Эмпатия и взаимное принятие ролей становятся идеалом коммуникации.
В системе адыгства все это имеет определенное онтологическое и гносеологическое обоснование. Считается, что каждое жизненное отношение включает в себя эманацию добра - "е" и зла - "фIы". Задача, стало быть, в том, чтобы, проникая в глубь событий, ситуаций, высветить в них все нюансы доброго и злого. Необходимо каждодневно устанавливать этические значения фактов и отношений действительности, чтобы, опираясь на них, управлять самим собой, своим поведением. В конечном итоге именно понимание конституирует эффективную практическую идентичность личности. "Искусство находиться среди людей" обогащает человека, раздвигает границы его возможностей, способствует наилучшей самореализации.
В том же направлении действует так называемое "искусство войти в контакт и выйти из него" - хыхьэ хэкI. Это еще одно выражение социального ума, с еще большим акцентом на практической значимости и коэффициенте полезного действия общения. На первый план выдвигается здесь умение найти подход к людям и действовать с максимальной пользой, выгодой, отдачей. Человека, обладающего таким искусством, отличают активность, проницательность, изобретательность, знание и великолепное исполнение правил хорошего тона.
Дополняет общую картину навыков этической рационализации отношений способность, получившая название цIыху IыгъыкIэ - букв.: "искусство держать людей". Так передается умение поддерживать (сохранять) ровные, добрые отношения. О людях этого типа отзываются с особым почтением: Акъыл гъэтIылъа иIэщ, цIыху зэтетщ, уи дзыхь ебгъэз хъунущ -"Обладает устоявшимся разумом, ровный, надежный, заслуживающий доверия человек". В то же время негативно оценивают людей, отличающихся неоправданной переменой настроений и отношений: гурыфI-гурей - "то сердечный, то бессердечный"; цIыху техьэ-текI - "человек настроения". Категория "цIыху IыгъыкIэ" - этическая реакция на хрупкость человеческих связей, предрасполагающая к тому, чтобы не обидеть, не оттолкнуть, не разочаровать других, не допустить развития отношений по деструктивному сценарию.
Специфическим выражением такой - нацеленной на успех и самоусовершенствование - идентичности служит в системе адыгства понятие " цIыху хэтыкIэ" - "искусство находиться среди людей". Если о ком-либо говорят: цIыху хэтыкIэ ещIэ - "обладает искусством находиться среди людей", это звучит как похвала, указание на разумность, социальную надежность и состоятельность личности, на умение налаживать и поддерживать добрые отношения с людьми. Устаревшее русское слово "людскость" как нельзя лучше передает эти качества. "Искусство находиться среди людей", или людскость, - это умение достойно жить и вести себя в обществе, поднимая авторитет человека и взрастившей его культуры.
На первый план выдвигается при этом способность понимания - зэхэщIыкI, как внутренняя сила, призванная устранить помехи, встающие на пути правильной ориентировки в мире. Очевидно, что понимание имеет два вектора. Прежде всего это самопонимание - способность хорошо ориентироваться в своем ментальном пространстве и на этой почве строить Я - образы с оптимальной духовно-нравственной перспективой. Второй вектор - готовность понять и принять жизненный мир другого человека, действовать с учетом его интересов, желаний, целей. Это эмпатическая операция, призванная, как указывалось ранее, смягчить, уравновесить, исправить отношения людей. Сложилось мнение, что такая установка стимулирует позитивные и подавляет негативные цели, желания, действия. В первую очередь она отменяет поступки, способные причинить людям боль и страдания, выступает аналогом известной конфуцианской и библейской заповеди, гласящей: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Эмпатия и взаимное принятие ролей становятся идеалом коммуникации.
В системе адыгства все это имеет определенное онтологическое и гносеологическое обоснование. Считается, что каждое жизненное отношение включает в себя эманацию добра - "е" и зла - "фIы". Задача, стало быть, в том, чтобы, проникая в глубь событий, ситуаций, высветить в них все нюансы доброго и злого. Необходимо каждодневно устанавливать этические значения фактов и отношений действительности, чтобы, опираясь на них, управлять самим собой, своим поведением. В конечном итоге именно понимание конституирует эффективную практическую идентичность личности. "Искусство находиться среди людей" обогащает человека, раздвигает границы его возможностей, способствует наилучшей самореализации.
В том же направлении действует так называемое "искусство войти в контакт и выйти из него" - хыхьэ хэкI. Это еще одно выражение социального ума, с еще большим акцентом на практической значимости и коэффициенте полезного действия общения. На первый план выдвигается здесь умение найти подход к людям и действовать с максимальной пользой, выгодой, отдачей. Человека, обладающего таким искусством, отличают активность, проницательность, изобретательность, знание и великолепное исполнение правил хорошего тона.
Дополняет общую картину навыков этической рационализации отношений способность, получившая название цIыху IыгъыкIэ - букв.: "искусство держать людей". Так передается умение поддерживать (сохранять) ровные, добрые отношения. О людях этого типа отзываются с особым почтением: Акъыл гъэтIылъа иIэщ, цIыху зэтетщ, уи дзыхь ебгъэз хъунущ -"Обладает устоявшимся разумом, ровный, надежный, заслуживающий доверия человек". В то же время негативно оценивают людей, отличающихся неоправданной переменой настроений и отношений: гурыфI-гурей - "то сердечный, то бессердечный"; цIыху техьэ-текI - "человек настроения". Категория "цIыху IыгъыкIэ" - этическая реакция на хрупкость человеческих связей, предрасполагающая к тому, чтобы не обидеть, не оттолкнуть, не разочаровать других, не допустить развития отношений по деструктивному сценарию.