Оппозиция «лево — право» в разных ситуациях
Комментарии (0)
Оппозиция «лево — право» дает о себе знать и в ситуациях, когда рядом идут только женщины или мужнины. Если это двое мужчин, то младший занимает место слева от старшего. При увеличении количества путников хотя бы на одного, картина меняется: младший занимает позицию справа от самого старшего, а средний по возрасту — слева. Дополнительно к этому надо сказать, что обычно какой бы большой ни была группа всадников или пеших, соединяться в ряд, превышающий трех человек, не рекомендовалось. Наконец, как и следовало ожидать, князь пщы независимо от возраста занимал всегда место в центре ряда на почетном месте. В «Выписке о привилегированных сословиях Кабардинского округа», составленной в 1872 году, прямо сказано: «Окружающие князя при следовании сего последнего верхом или пешком размещаются следующим образом: почетный ворк (дворянин. — Б. Б.) с левой стороны князя, другой ворк, по летам или званию следующий за первым, — с правой стороны его; остальные размещаются сзади и по сторонам...». Такое размещение путников является, возможно, рудиментом боевого порядка. Младший справа в этом случае выполнял роль охранника, ординарца или посыльного (каб. пшэрыхь, пшэ-рыхь гуэдзэ, адыг. 1офтабг), а мужчина слева — роль главного помощника вожака наездников.
В соответствии с логикой рассмотренных правил фиксировались места путников во всех возможных ситуациях. Например, если женщина находилась в компании двух или более мужчин, то справа от нее располагался самый младший мужчина («охранник»), а слева — самый старший. Аналогичными правилами руководствовалась повсюду любая другая группа лиц, оказавшаяся по тем или иным причинам вместе, точнее, рядом: во дворе, на улице, перед объективом фотоаппарата и даже в мечети во время молитвы. Крым-Гирей, автор второй половины XIX века, принадлежавший к сословию хану-ко, рассказывает, как однажды в мечети натухайского аула Кудако он стал по левую сторону какого-то горца, полагая, что здесь обычные нормы этикета не действуют. Увидев, что простолюдин стоит по правую сторону от хана, мулла прервал службу и стал отчитывать незадачливого горца за нарушение обычая отцов. В конце концов тот молча переменил позицию. «В душе я был совершенно против замечания святоши, на основании общерелигиозного принципа перед богом все люди равны», — комментирует этот инцидент Крым-Гирей.
В соответствии с логикой рассмотренных правил фиксировались места путников во всех возможных ситуациях. Например, если женщина находилась в компании двух или более мужчин, то справа от нее располагался самый младший мужчина («охранник»), а слева — самый старший. Аналогичными правилами руководствовалась повсюду любая другая группа лиц, оказавшаяся по тем или иным причинам вместе, точнее, рядом: во дворе, на улице, перед объективом фотоаппарата и даже в мечети во время молитвы. Крым-Гирей, автор второй половины XIX века, принадлежавший к сословию хану-ко, рассказывает, как однажды в мечети натухайского аула Кудако он стал по левую сторону какого-то горца, полагая, что здесь обычные нормы этикета не действуют. Увидев, что простолюдин стоит по правую сторону от хана, мулла прервал службу и стал отчитывать незадачливого горца за нарушение обычая отцов. В конце концов тот молча переменил позицию. «В душе я был совершенно против замечания святоши, на основании общерелигиозного принципа перед богом все люди равны», — комментирует этот инцидент Крым-Гирей.