Психология благожелательности
Комментарии (0)

В данном случае перед нами одна из самых существенных особенностей психологии благожелательности у адыгов. Она состоит в том, что потребность или необходимость проявлять благожелательность обычно предполагает ожидание того же от других, даже малознакомых и посторонних людец, По существу, это тоже потребность, а именно потребность в благодарности. Повсюду мы сталкиваемся с действиями, осуществляемыми в расчете на симпатию и понимание: здесь больше, чем где-либо, дает о себе знать чувствительность и щепетильность адыгов. Настолько, что обман надежд на благожелательность вызывает фрустрацию со всеми возможными последствиями. Взаимность — обязательное условие благожелательности.
Семантика и деонтика 9 гуапагъэ, как мы видим, во многом совпадает с японским амаэ — категорией, выражающей свойственную японцам установку «полагаться на благожелательность», «наслаждаться снисходительностью» окружающих. Чтобы представить всю полноту психологического содержания адыгской благожелательности, необходимо сказать и о том, что значительная часть используемых благопожеланий формально обращена к духам и демонам, языческим богам и мусульманскому аллаху, что позволяет видеть в них рудименты древнейших представлений о магической силе слова. Общеупотребительная адыгская пословица Что призовешь, то придет — Узэджэр къок1уэ как нельзя лучше отражает специфику способа мышления и поведения, в соответствии с которыми использование установленных обычаем стандартов благожелательности приравнивалось к акту реальной помощи или пользы.