Гордясь своими предками,
не лишай такой возможности своих потомков

Уэзы Мурат

Добавлено: 21.01.24
Автор: admin
Рубрика: Статьи
Комментарии (0)



Еще одно доказательство правоты предков, сказавших: «Каменное надгробье рассыплется, песня останется». Удивительно, до сих пор легендарное имя в устах потомков, хотя оно не приводится в учебниках и вообще специальной литературе. И главная заслуга в этом, несомненно, принадлежит песне «Уэзы Мурат», сложенной в свое время адыгским сказителем и просветителем Бекмурзой Пачевым. Исполнителями песни выступали самые известные среди адыгов народные певцы.

Еще интереснее, что до сегодняшнего дня память народная сохранила отрывки из жизни адыгского героя, одного из ярких представителей института абречества. Хотя правомернее было бы, на мой взгляд, причислять Уэзы не к абрекам, а к последним представителям «Шу закъуэ», которые являлись достойными представителями свободного и традиционного адыгского общества.

В статью вошли рассказы и сказания, услышанные из самых разных источников, разных людей, как потомков Мурата, так и не связанных с героем кровными и иными узами. В результате объединения услышанного возникает мозаичное полотно его жизни, и что самое важное, Мурат становится историческим лицом, вырисовываются реальные факты его биографии и эпизоды его свершении. Для удобства восприятия я не буду прямо в ходе повествования указывать на информаторов, чей заслугой и является собственно данная статья.

«Уэ мэкъумэшыщ1эхэм, уой, маржэ, вы щ1огъэщ1эжыр, уой,

Уэ уи ижэгъухэри, уой, маржэ, жейми къыпхуоск1э, уой».

«Ты крестьянам даешь обратно волов запрячь, а враги твои по ночам от испуга вздрагивают» - какой же личностью и какими качествами надо было обладать, чтобы в то время заслужить такое мнение и такую славу. В этой связи особо впечатляет одна деталь: Уэзы Мурат обычно спал, воткнув в землю кинжал и опершись лбом о его рукоятку. Вот уж воистину: « Поле, чей дом, война чей обычай».

Настоящее имя нашего героя Токъу, наличие двух имен не редкость у наших предков, подобное встречается и сегодня. Согласно архивному сборнику « Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год» Токъу родился в 1858 году в месте, называемом « Къалэдэс», недалеко от Георгиевска, сейчас там располагается село Незлобное, отцом Мурата был Уэзы Дзу. Мать Мурата родом из фамилии Ныровых, по рассказам, отличалась необыкновенной смелостью, ночью, соскучившись по своим родителям, жившим в соседнем селении, брала палку и через поля и реку Малку (Балъкъ) шла домой, чтобы увидеть их, посидеть с ними.

У Мурата были старшие братья, Залым-Джэрий, 1838 года рождения и Бэчмырзэ, 1832 года рождения. На основе архивных списков составлены их родословные, так у Залым-Гирея был сын Касбулат,1878 года рождения, у Касбулата сын Къасим, у Къасима Мусаби, и потомки его Уэзы проживают в с. Малка (Ашабей) в настоящее время.

У Бэчмырзэ был сын Касбот, 1875 года рождения.

На момент переписи 1886 года Уэзы, включая и самого Токъу (Мурата), проживали в селении Ашабэ, современное село Малка Зольского района КБР.

У самого Мурата семьи и детей не было, после него остались предания и славное имя.

Первый хабар я услышал о Мурате Уэзы в раннем детстве…. В одном из селений, в сакле, несмотря на усилия матери, плакал маленький ребенок. Была ночь, шел дождь, гремела молния. Отчаявшись, мать пригрозила своему сыну: « Если не перестанешь, отдам тебя Уэзы Мурату!». Тот не переставал плакать, и мать поднесла ребенка к окошку, и, чуть высунув его, сказала в темноту: « Мурат, возьми его, раз он плачет». Случилось так, что по тропинке мимо сакли проезжал сам абрек. Он выхватил ребенка из рук матери и ускакал. Мать была безутешна, думая, что навсегда потеряла своего сына, и сама тому виной. Однако, спустя некоторое время, Мурат вернул ребенка матери, причем сопроводив его богатыми дарами…

Уэзы Мурата искали царские власти, и за его голову была назначена награда в 20 золотых червонцев. Он скрывался на горе Махогапс, пристанищем ему служила пещера. Для поимки абрека был снаряжен отряд из 7 человек, во главе с служившим в то время в милиции уорком Ашабэ. Отряд перекрыл тропу, идущую вдоль горы, по чьим обеим сторонам росли деревья, и стал ждать Мурата. Несколько дней прошли безрезультатно, и у сидящих в засаде еда уже закончилась, когда показался всадник, едущий по тропе. Люди из отряда скрылась в деревьях, и когда всадник оказался рядом - а это был Уэзы Мурат - все семеро окружили его, выскочив из-за деревьев. Мурат спокойно сказал им, что он знает, что его ищут, что за его голову назначена награда, но сам готов дать им больше суммы, обещанной царем, если те его отпустят. Но Ашабэ возмутился и категорично заявил, что ни за что не отпустит такой добычи, как Уэзы Мурат, за которым он лично сам давно охотится, и потребовал, чтобы пойманный спешился и сдал оружие. Абрек чуть помедлил, неожиданно молниеносно свесился вбок, и в следующее мгновение преследователи увидели дуло ручного пулемета, направленное на них из брюха лошади. Зная Уэзы, его отвагу и решительность, никто не сомневался, что он, не задумываясь, спустит курок. Держа своих противников на прицеле, Мурат сошел с лошади и велел всем сложить оружие. Он подождал, пока его приказ будет исполнен, после чего подозвал самого по виду младшего из своих врагов. «Вы меня давно ждете, наверно проголодались, там котомка с едой, сними ее с лошади и разложи все», — велел абрек.

В котомке оказались сушеное мясо, кукурузные лепешки и сыр. «Садитесь и кушайте, а ты, Ашабэ, стой в стороне и не двигайся», - после этих слов все сели на траву и досыта наелись. Остатки еды тот же младший сложил в котомку и привязал на прежнее место.

«Теперь слушайте, что скажу. Вы молоды, многого не понимаете, и потому на первый раз я пощажу вас. Впредь не ищите меня, и вот вам обещанная за меня награда», - с этими словами Мурат раздал своим преследователям червонцы. Затем сел на коня, повернулся к Ашабэ и сказал ему, что при следующей встрече тот расстанется с жизнью. И уехал. Кстати, старожилы и сейчас могут на этой горе указать пещеру, в которой в свое время скрывался Мурат.

Однажды Мурат угнал несколько лошадей с урочища « Къурыкъуэ», и был настигнут погоней. Преследователи, увидев, кто на самом деле угонщик лошадей, в нерешительности остановились, не решаясь вступить в схватку с именитым воином. Сам абрек, узнал среди преследователей родственника Уэзы Исхака, жившего в то время в селе Куркужин (Хьэт1окъущыкъуей) и своего ровесника. И хотя оказалось, что лошади не принадлежали преследователям, часть лошадей абрек отдал им, выказав уважение своему родственнику.

Даже немногочисленные сведения, дошедшие до наших дней, рисуют жизнь героя, наполненную опасностями, постоянным преследованием, предательством. Однажды царским властям донесли, что Уэзы находится в г. Георгиевское, вследствие этого Георгиевск был окружен, и абрека от поимки спас знакомый, имя его безвестно истории, который стянул обручи с бочки, туда сел Мурат, бочка снова была собрана и абрек в ней вывезен из закрытого города.

И все-таки Мурат был впоследствии схвачен и заточен в печально знаменитую тюрьму «Белый лебедь» в г. Пятигорске. Правда, он недолго там пробыл. Задумав побег, он отобрал у заключенных их полотенца, выломал решетку в комнате для умывания и, спустившись вниз по связанным полотенцам, оказался на свободе. Говорят, он первый заключенный, которому удался побег из этой тюрьмы.

Именно в тюрьме и была сделана единственная фотография абрека, на которой он одет в тюремный халат и шапку.

Хабары говорят, что абрек побывал и на каторжных работах в Сибири. 2 жителя с. Заюково выдали место его нахождения, один из доносчиков, отличавшийся громадной физической силой, лично участвовал в поимке Мурата. Зная, что в открытой схватке ему не победить абрека, он вместе с стражниками напал на спящего Мурата, обхватил его руками, тем самым помог стражникам, абрек был пойман и сослан на каторгу. Однако Мурат бежал с каторги, можно только предполагать, как ему удалось это сделать, затем пройти всю Россию и вернуться в Кабарду. Один из виновников поимки абрека, по имени Елэн, бежал в Турцию, Мурат взял в заложники семью правителя Кабарды, обменял на документы, затем тайком выехал в Турцию на розыски доносчика. Далее сведения расходятся, по одной Мурат разыскал Елэна и отомстил ему, взяв плату кровью. По другой версии, последний, зная, насколько беспощаден и силен Мурат, попросил заступничества у адыгов, проживавших в Турции. Старшие, собравшись на Хасэ, пригласили абрека и попросили прислушаться к ним, и не мстить покаявшемуся соотечественнику. Абрек уважил просьбу Хасэ и оставил в живых Елэна.

Мурат часто заезжал домой к Уэзы Дыщэхъан, внучке Бэчмырзэ, старшего брата Мурата. Однажды он приехал усталый, но довольный, и так как Дыщэхъан была в положении, шутливо поинтересовался, появился ли кто на свет в его отсутствие. Ему сказали, что у него появилась племянница, и тогда Мурат буквально сказал: Ди бейхэм я хъан Алыхьым ищ1,Бейхъан ф1ызощ сабийм» (Дай Всевышний, чтобы она стала ханом над нашими богачами, даю ей имя Бейхан), и естественно, девочку назвали этим именем, по счастью, сохранилась старая фотография, на которой можно увидеть уже пожилую Бейхан.

В с. Каменномостское в одно время с Муратом жил известный абрек Балагъы Асхад. Про него рассказывают, что он вечером вместе с сельчанами шел в мечеть и делал вечернюю молитву, после нее седлал свою лошадь, тайно выезжал из села, угонял лошадей, скот за ночь, прятал их в одном ему известном месте, и утром вместе со всеми опять становился на утреннюю молитву. Пропажу искали, подозревали Асхада, приезжали в село, и весь джамаат клялся, что Асхад был с ними и на вечерней и на утренней молитве, что на самом деле было правдой, и после такого свидетельства с абреком ничего не могли сделать. Кстати, в рассказах о Балагъы Асхаде опять встречаются свидетельства того, что он, как и Мурат, не оставлял себе добычу, а продавал ее и раздавал деньги бедным знакомым, или прямо дарил им лошадей и скот.

И вот сам Асхад рассказывал, что днем в поле он увидел одинокого всадника впереди на тропе, и из чистого озорства погнал лошадь свою и когда поравнялся с незнакомым всадником, сбил с него шапку и ускакал вперед. Когда он оглянулся, он увидел незнакомца, который, сошел с лошади и как, показалось Асхаду, не спеша, подтягивал подпругу. Спустя время он услышал стук копыт за спиной, и понял, что его догоняют. Асхад клялся, что незнакомец, догнав его, на скаку, одной рукой схватил его и снял с лошади, хотя сам не выглядел как такой силач. Этим всадником был Уэзы Мурат. Что случилось дальше, неизвестно, но, скорее всего Мурату понравился дерзкий и молодой парень, потому что он потом несколько раз брал Асхада в спутники в своих походах и наездах.

…Однажды в поле, около Георгиевска, Мурат Уэзы повстречался с одиноким всадником, который оказался кумыком. Неизвестно по какой причине, но они вступили между собой в единоборство, и Мурат потом рассказывал, что это было в первый раз, когда ему не удалось одержать быстрой победы. Встретивший достойного всадника, абрек возрадовался. Они сдружились и потом не разлучались. Однажды вдвоем они напали на монастырь в с. Совхозное. Их там окружили казаки и милиция. В схватке кумык был тяжело ранен. Абрек, тоже раненный, вытащив соратника из боя, оставил его на попечение знакомого знахаря, и с тех пор никто не видел Уэзы Мурата.

Но история имеет продолжение. Поздно ночью неизвестный постучался в окно местного эфенди с. Ашабэ (ныне – Малка) Хажнагоева Канамета. Канамет вышел и увидел Уэзы Мурата, который был весь в крови, выглядел бледным и очень уставшим. Мурат сказал, что он только вышел из боя, что ему больше нельзя оставаться и жить в Кабарде. Абрек хотел отправиться к Черному морю, а его лошадь устала и была не в состоянии ехать дальше. Канамет, лично знавший его и уважавший абрека, отдал ему свою лучшую лошадь. Уэзы Мурат уехал на ней…. В записанном мною варианте песни об Уэзы Мурате, которую мне рассказала Машукова Хана, жительница сел. Ашабей, конь абрека назван хажнагоевским.

Приехавший из Сирии в с. Малку Зольского района в 50-е года прошлого века старейшина Махотлов рассказал, что Уэзы Мурат похоронен в Сирии, на могиле абрека стоит надгробный памятник. На памятнике высечены его имя и дата смерти, старейшина указывал и на конкретное место захоронения Мурата, к сожалению, тогда слушатели его не запомнили.

Таковы эпизоды жизни героя, которые сохранились до наших дней и стали мне известны от людей, для которых имя одного из наших славных соплеменников заслуженно вызывает уважение и гордость и в настоящее время.

М. Ю. Камергоев, аспирант КБИГИ.
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив