Категория "ЦIыхум и нэмыс" выражает безусловное право человека на уважение
Комментарии (0)
Категория "ЦIыхум и нэмыс" выражает безусловное право человека на уважение, независимо от возраста, пола, социальной или расовой принадлежности. Устанавливается, иначе говоря, персональное правовое поле личности, в которое не должен вторгаться никто. Говорят: ЦIыхум и нэмысыр хъумэ - "Береги намус человека" или ЦIыхум и нэмысыр умыкъутэ - "Не разрушай намус человека". Осуждается всякое посягательство на честь и достоинство личности.
Трудно переоценить социальную значимость данной категории. Этический иммунитет устанавливает равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга. Так формируется демократическая структура характера, в которой, по словам А. Маслоу, центральное место занимает "тенденция уважать любое человеческое существо лишь потому, что это человек" (Maslow 1954: 220). В русле подобной направленности, то есть с учетом и под контролем этического иммунитета, возникают, развиваются и действуют общепринятые правила взаимного обхождения - хабзэ, поддерживается определенный уровень или необходимый минимум этической законности. Акцентируя на этом внимание, обычно говорят: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым - "Адыгский (морально-этический) кодекс исключает дискриминацию".
Есть другой вариант данного высказывания: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым, псоми хуэфащэ пщIэ къыхуегъуэт - "Адыгский кодекс не терпит дискриминации, каждому отпускает такую меру почета и уважения, которую он заслуживает". Это означает, что нужен, кроме всего прочего, дифференцированный подход, ставящий степень уважения личности в зависимость от ее места в структуре общества. Вводятся имеющие четкое обоснование понятия типа: нэхъыжьым и нэмыс - "честь старшего", адэанэм я нэмыс - "честь родителей", бзылъхугъэм и нэмыс - "честь женщины", хьэщIэм и нэмыс - "честь гостя", президентым и нэмыс -"честь президента". Понятие чести используется здесь для обозначения сравнительно высокого положения в обществе, а также в практических целях: для защиты определенной категории лиц от неуважительного отношения. Этический иммунитет является гарантом вполне оправданных ожиданий и надежд на то, что с человеком вообще, но в особенности со старшими, женщинами, гостями, детьми будут все и всегда вежливы, предупредительны, тактичны.
В таком виде идея почитания как нельзя лучше вписывается в более широкое понятие адыгства, усиливая его гуманистический смысл. Это "броня", оберегающая личность от неприятных воздействий и переживаний, создающая необходимый минимум психологического комфорта и уюта. Разрушающий эту броню, тем самым посягающий на честь уважаемых или беззащитных членов общества, подвергается резкому осуждению как человек, лишенный адыгства, ср.: Бзылъхугъэм и нэмысыр зыкъутэм, лIыгъи, адыгагъи хэлъкъым - "Нет ни мужества, ни адыгства в мужчине, посягнувшем на честь женщины".
Трудно переоценить социальную значимость данной категории. Этический иммунитет устанавливает равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга. Так формируется демократическая структура характера, в которой, по словам А. Маслоу, центральное место занимает "тенденция уважать любое человеческое существо лишь потому, что это человек" (Maslow 1954: 220). В русле подобной направленности, то есть с учетом и под контролем этического иммунитета, возникают, развиваются и действуют общепринятые правила взаимного обхождения - хабзэ, поддерживается определенный уровень или необходимый минимум этической законности. Акцентируя на этом внимание, обычно говорят: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым - "Адыгский (морально-этический) кодекс исключает дискриминацию".
Есть другой вариант данного высказывания: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым, псоми хуэфащэ пщIэ къыхуегъуэт - "Адыгский кодекс не терпит дискриминации, каждому отпускает такую меру почета и уважения, которую он заслуживает". Это означает, что нужен, кроме всего прочего, дифференцированный подход, ставящий степень уважения личности в зависимость от ее места в структуре общества. Вводятся имеющие четкое обоснование понятия типа: нэхъыжьым и нэмыс - "честь старшего", адэанэм я нэмыс - "честь родителей", бзылъхугъэм и нэмыс - "честь женщины", хьэщIэм и нэмыс - "честь гостя", президентым и нэмыс -"честь президента". Понятие чести используется здесь для обозначения сравнительно высокого положения в обществе, а также в практических целях: для защиты определенной категории лиц от неуважительного отношения. Этический иммунитет является гарантом вполне оправданных ожиданий и надежд на то, что с человеком вообще, но в особенности со старшими, женщинами, гостями, детьми будут все и всегда вежливы, предупредительны, тактичны.
В таком виде идея почитания как нельзя лучше вписывается в более широкое понятие адыгства, усиливая его гуманистический смысл. Это "броня", оберегающая личность от неприятных воздействий и переживаний, создающая необходимый минимум психологического комфорта и уюта. Разрушающий эту броню, тем самым посягающий на честь уважаемых или беззащитных членов общества, подвергается резкому осуждению как человек, лишенный адыгства, ср.: Бзылъхугъэм и нэмысыр зыкъутэм, лIыгъи, адыгагъи хэлъкъым - "Нет ни мужества, ни адыгства в мужчине, посягнувшем на честь женщины".